Фандрайзинг (от англ. fundraising (to raise fund)) — это:
- увеличение ресурсов и сбор денежных средств.
- деятельность по привлечению ресурсов на некоммерческие проекты.
- сбор пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых мероприятий.
- методика поиска источников финансирования, т.е. объединяющая деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования.
- поиск и привлечение финансовых ресурсов под конкретный проект.
- привлечение материальных, человеческих, технических и временных ресурсов.
Несмотря на разнообразие определений фандрайзинга целью его всегда является осуществление социально значимой деятельности.
Основными задачами фандрайзинга будут являться:
- сбор средств;
- приобретение новых партнеров организации;
- возможность открыто заявить о себе и информировать о своих целях.
Методы:
- Телефандрайзинг (telefundraising) — обращение к потенциальным донорам и благотворителям по телефону и по факсу.
- Почтовый фандрайзинг (mail fundraising) — обращение к потенциальным донорам и благотворителям по почте.
- Индивидуальный фандрайзинг (individual fundraising) — персональное обращение к донорам и благотворителям в личной беседе.
- Солофандрайзинг (solo fundraising) — приобретение поддержки.
- Событийный фандрайзинг (events fundraising) — проведение различных мероприятий (аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и т.д.)
В России фандрайзинг активно стал развиваться с развитием некоммерческих организаций с 1990-х гг., деятельность которых нацелена не на получение прибыли, а на решение социально важных задач и сделало актуальными вопросами финансирования их деятельности. На сегодняшний день понятие «фандрайзинг» входит в такие сферы деятельности как социальный менеджмент, маркетинг, PR и реклама.
В России пока еще низок процент участия населения и государства в формировании доходов отечественных некоммерческих организаций, но становится актуальна проблема привлечения новых форм финансирования, планирования и организации процессов внешней поддержки, а соответственно и развития фандрайзинга.